Целью обучения с целью обучения умеренной и тяжелой умственной отсталостью является - максимальная социальная адаптация.
Социальная адаптация включает в себя:.
- Формирование максимально возможного навыка самостоятельности, связанного с приобретением элементарных знаний, формированием общеучебных умений и навыков.
- Развитие социально значимых качеств личности
У взрослых при нарушение памяти, внимания, осмысления, снижены пороги чувствительности. Речь развивается крайне медленно, ограниченно или не развивается вообще. Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координаций движений. Медленно и трудно формируются навыки самообслуживания, в том числе гигиенические.
Однако, дети даже с тяжелой умственной отсталостью способны развиваться. Они могут частично обслуживать себя, овладеть навыками общения (речевым или безречевым), расширять свои представления о мире.
Дети с выраженной (тяжелой) умственной отсталостью.
При работе с этой группой детей необходимо учитывать инертность психических процессов, большой латентный период между предъявляемой информацией и ответной реакцией ребенка, часто выраженные двигательные проблемы. В связи с этим формирование навыков должно проводиться в медленном темпе, с большим количеством повторов одних и тех же действий. Важно правильно подобрать позу, например, для одевания, приема пищи.
Обычно с детьми такой группы на протяжении большого временного отрезка навыки отрабатываются «рука в руку» с педагогом, с максимальным привлечением внимания к происходящему: педагог помогает ребенку физически осуществить действие, направляет движения ребенка и координирует их. Например, при обучении самостоятельно есть ложкой взрослый своей рукой обхватывает руку ребенка и организует правильное движение. Постепенно физическая помощь уменьшается.
C первых дней жизнь ребенка должна быть социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, раздевание и одевание, прием пищи, пользование туалетом и пр.
В процессе формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта возникают трудности. С помощью специального созданной программы коррекционного действия можно добиться положительных результатов. с помощью игр, представленных ниже, детям с нарушениями интеллекта можно привить культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Методы формирования навыков самообслуживания и бытовых навыков представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребенка. Процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам детей с отставанием в умственном развитии должен осуществляться с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания и быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении самообслуживания, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Результат создает основу для коррекции (как в психическом, так и в личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию.
В период обучения в специализированном образовательном учреждении педагоги работают над привитием детям культурно-гигиенических навыков. Воспитатели учат детей опрятности и правильному пользованию туалетом. Они следят за тем, чтобы дети были постоянно чистыми, опрятными, ухоженными. Дети должны научиться обращать внимание на свой внешний вид, овладеть способами приведения его в порядок, усвоить конкретную последовательность действий для выполнения того или иного навыка.
Самообслуживание людей включает многообразные формы деятельности, знакомство с которыми при обучении способствует подготовке детей к жизни, к труду. Формирование навыков самообслуживания и бытовых навыков происходит в учебных заведениях, лагерях отдыха, в форме обучения как игры, и других формах общения. На занятия расширяется кругозор воспитанников, формируется склонность к инициативности, а также развивается творческое мышление. В теории и на практике с самых давних времен и до настоящего времени под навыками самообслуживания, собственно, в наибольшей мере и понимается именно труд физический. Ведь в результате самообслуживания развиваются элементарные навыки, используемые человеком в жизни.
Самообслуживание включает в себя физический труд (поддержание в порядке жилища, одежды, рабочего места, приготовления для себя пищи и т.д.); творческую активность учащихся повышают смотры, выставки, конкурсы.
Воспитать в детях навыки и умения самообслуживания это еще не значит подготовить их к полностью самостоятельной жизни. Последнее достигается благодаря включению их в разнообразные виды коллективов привлечение к общественно полезным мероприятиям, а так же их участие в производительном труде, который при педагогически правильной подготовке является одним из главных средств воспитания.
Система воспитания самообслуживания должна использовать все формы и методы, которые обеспечивают сознательное, целеустремленное выполнение общественно полезного труда, дисциплину и организованность, ответственность за личный вклад коллектива в развитии общественного богатства, выработку отношений товарищества и взаимопомощи.
Обучение навыкам самообслуживания может проходить:
- на специально организованных занятиях
Специально организованные занятия могут быть уроки трудового воспитания в форме рассказов, с последующим выполнением детьми задания совместно с воспитателем. Просмотр видеофильмов, мультфильмов, например, «Мойдодыр», «Королева Зубная Щётка», «Федорино горе», «Мудрые сказки тетушки Совы», где достаточно полно отражена проблема самообслуживания детей. В последствии просмотров задаются вопросы о процессе понимания данного вопроса, с уточнением более непонятных моментов с последующим их решением.
- в бытовых ситуациях
Создание обучающих бытовых ситуаций, например, помощь в приготовлении пищи, уборке рабочего места и др.
- в играх
Подготовка к овладению навыком самообслуживания должна проходить в игре. Поэтому перед тем как формировать навык самообслуживания и бытовой навык необходимо создать обучающую среду, окружить ребенка предметами быта и их копиями - игрушками, использовать игры, направленные на косвенные приемы обучения навыку. Например, игра в куклы; имитация ситуации.
Особенность - сохранение интереса к игре возможно лишь при положительном эмоциональном восприятии, для чего ребенку необходима новизна подачи одного и того же задания в разном его оформлении (или с небольшим усложнением задания). При потере интереса приобретение ребенком навыка может растянуться во времени или вообще не сформироваться. Каждую игру-занятие необходимо проводить как новую.
- при уходе за собой и младшими детьми
Данная форма показывает, насколько ребенок овладел тем или иным навыком, а также научает заботиться о своих близких, в данном случае это младшие ребята (подготовительный класс), тем самым, формируя у них начальные «ступени» формирования навыков самообслуживания и бытовых навыков.
Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности. Ознакомление детей со способом выполнения нового действия всегда требует детального показа и подробного объяснения каждого движения в их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, т.е. его практическое участие в выполнении данного действия. Без этого никакое овладение навыками немыслимо. Можно сколько угодно детям показывать, объяснять, как надо одеваться, но все это останется безрезультатным.
Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, т.е. исполнительности.
Очень важно при обучении приемам одевания, умывания, уборке игрушек и материалов сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Это дает возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка. Последнее достигается также благодаря многократному повторению одних и тех же действий в определенной последовательности. Не нужно бояться еще и еще раз показать и объяснить детям, что и как делать.
Метод общего напоминания. Используется тогда, когда налицо закрепленные навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию. Это требует от воспитателя тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей умывания, одевания. Однако это уже тревожные факты. Воспитатель стремится их не допускать и своевременно изменяет методику формирования навыков самообслуживания и бытовых навыков.
Основными способами, с помощью которых ребенок учится самостоятельности, являются следующие:
- совместные действия со взрослым, направленные на игру (когда взрослый берет руки ребенка в свои и производит необходимые действия: кормит куклу, одевает на прогулку);
- подражание (когда взрослый показывает действие и побуждает ребенка к его повторению, при необходимости помогая ему своей рукой);
- по показу (когда взрослый демонстрирует действия и затем ребенок действует самостоятельно)
Таким образом, при формировании навыков самообслуживания и бытовых навыков у детей можно использовать следующие формы:
1) специально организованные занятия.
2) бытовые ситуации.
3) игры.
Также можно использовать следующие методы:
1) уход за собой и младшими детьми.
2) показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности.
3) подробный показ и объяснение.
4) метод общего напоминания.
5) совместные действия со взрослым, подражание, показ.
При формировании вышеуказанных навыков основную роль должны выполнять дидактические игры и специальные упражнения в повседневных режимных моментов. По мнению специалистов, занятия по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должны включать следующие этапы:
- создание положительно - эмоционального отношение к навыку:
- игра с куклой или другими игрушками (обыгрывание навыка с персонажем):
- демонстрация действия педагогом (показ на себе и комментирование каждого действия):
- совместные действия педагога с ребенком:
- действие ребенка по подражанию действиям взрослого:
- самостоятельные действия ребенка( планирование своей деятельности, комментирование поэтапности выполнения действий самим ребенком).
!!!! Формирование навыков самообслуживания и бытовых навыков играет определенную роль в развитии ребенка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.
Ребенку можно помочь в овладении тем или иным навыком, но для этого надо знать, когда и в каком объеме формируется данный навык у большинства детей при обычном развитии.