В последние десятилетия воспитатели и педагоги, врачи и родители уделяют особое внимание детям очень активным и невнимательным. Гиперактивность, часто сочетающаяся с разнообразными нарушениями внимания, может быть причиной нарушений поведения, трудностей в обучении и проблем во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
В настоящее время специфические нарушения поведения, характеризующиеся повышенной двигательной активностью (гиперактивность), нарушениями внимания и импульсивностью, объединяются психиатрами в синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
Этиология СДВГ имеет комбинированный характер. На развитие у ребенка СДВГ влияют 2 группы факторов:
Биологические: генетическая предрасположенность, особенности нейробиологической (нейромедиаторной) регуляции мозговой деятельности, нейроанатомические отклонения в развитии мозга, отклонения функционального состояния мозга.
Социальные, которые обуславливают социальную ситуацию развитие ребенка, включающую в себя глобальные изменения и тенденции информационного общества (общая смена речевой культуры на визуальную; требования, предъявляемые обществом к ребенку; культурные традиции общества; традиции воспитания; традиции и тип взаимоотношений в семье).
СДВГ характеризуется ранним началом (обычно первые 5 лет жизни), сочетанием чрезмерно активного, слабо модулируемого поведения с выраженной невнимательностью и отсутствием упорства при выполнении задач. Также важной чертой СДВГ является то, что эти поведенческие характеристики проявляются во всех ситуациях (дома, в школе, поликлинике и т.п.) и обнаруживают постоянство во времени.
На разных этапах онтогенеза СДВГ имеет свои проявления и особенности. Многие родителей детей с СДВГ отмечают, что в младенчестве их дети были беспокойными, часто плакали, их трудно было успокоить, плохо засыпали, часто просыпались и мало спали, многим детям был поставлен диагноз «минимальная мозговая дисфункция», мышечная дистония или гипертонус конечностей. В раннем детском возрасте и дошкольном возрасте отмечались задержки психомоторного развития и задержки речевого развития. Многие дети были возбудимыми, капризными, агрессивными, испытывали трудности усвоения навыков опрятности. С началом систематического обучения проблемы зачастую усугубляются, ребенок оказывается неспособным спокойно высиживать урок, вертится, отвлекается, он невнимателен, плохо усваивает школьную программу. По мере взросления ребенка, гиперактивность, как правило становится менее выраженной (благодаря созреванию физиологических механизмов регуляции собственной активности). Более чем у половины детей, страдающих СДВГ в начальных классах, этот синдром сохраняется и в подростковом возрасте. Такие подростки могут быть склонны к наркомании, алкоголизму, высок риск социальной дезадаптации. Дефицит внимания и импульсивность могут сохраняться у человека на протяжении всей жизни (взрослые отмечают у себя низкую мотивацию к работе, невозможность долго и с интересом заниматься одним делом, повышенную отвлекаемость, все это негативно влияет на самооценку, приводит к возникновению тревожных расстройств).
Помощь детям с СДВГ.
Психологическая коррекция. Так как одной из причин гиперактивности и дефицита внимания у этих детей является несформированность функций произвольной регуляции деятельности, то усилия психолога должны быть направлены в первую очередь на стимуляцию развития этих процессов. Педагогическое сопровождение. Для педагога важно представлять возможные трудности детей с СДВГ, которые могут возникнуть при работе с ним в условиях класса. Одна из важных особенностей детей с СДВГ – снижение учебной мотивации. Ребенок недостаточно ориентирован на приобретение новых знаний. У него отсутствует внутренняя установка на запоминание нового материала и инструкций, вводимых педагогом. Однако такой ребенок заинтересован в получении положительной оценки своей деятельности. Эмоциональная составляющая процесса, возможно, для него более важна, чем содержательная.
Родительское сопровождение. Зачастую ребенок не может сам спланировать и организовать свои действия в домашних условиях, где вся обстановка способствует отдыху и отвлечению. В то же время попытки контролировать такого ребенка со стороны родителей часто приводят к росту эмоционального напряжения в семье. Поэтому очень важно, чтобы родители умели обеспечивать ребенку внешнюю организацию, не беря на себя повышенную ответственность за его действия, не включаясь эмоционально. Важно устанавливать с ребенком определенные договоренности, относительно всех моментов его режима, составить свод определенных правил и распорядка дня, пользоваться таймером, при выполнении домашнего задания.
Работать с ребенком лучше в начале дня, а не вечером. Следует дозировать нагрузку для ребенка. Детям с СДВГ и их родителям можно посоветовать определить ребенка в спортивную секцию (лучше выбрать тот вид спорта, где будет развиваться концентрация внимания). Необходимо четко соблюдать режим дня. В классе лучше посадить ребенка рядом с педагогом. В комнате (особенно при занятиях дома) не должно ничего отвлекать ребенка: ни младшие или старшие члены семьи, ни домашние животные, ни звуки радио или телевизора. На столе, за которым ребенок работает, не должно быть ничего лишнего, отвлекающего внимание. Следует говорить подчеркнуто спокойно, без раздражения. Речь должна быть четкой, неторопливой, инструкция (задание) – ясной и однозначной. Ребенок не поймет сложной инструкции и длинных предложений. Прежде чем давать задание, привлеките внимание своего ученика. Для того, чтобы сконцентрировать внимание ребенка, можно использовать систему жестов, мимику, другие средства (например, положить свою руку на руку ребенка, поднять карточку с кружком или восклицательным знаком). Внимание можно привлечь словами, постукиванием карандаша. Важно, чтобы это был один и тот же знак и чтобы он не раздражал ребенка. Обязательным является зрительный контакт, работа «глаза в глаза». Такой прием позволяет ребенку сосредоточиться, не отвлекаться, особенно в тот момент, когда дается задание. В ходе работы можно использовать четкие и короткие указания: «слушай», «запомни», «не торопись» и т.п., но они не должны звучать как военные приказы, тон педагога должен быть доброжелательным, спокойным, мягким. Если задание большое, необходимо разделить его на части и к каждой давать новую инструкцию. Причем начинать объяснение следующей части задания можно только после того, как выполнена предыдущая часть. Если необходимо что-то задать на дом или в случаях, когда часть работы переносится на следующий день, стоит записать это задание (его прочтет взрослый).
Многим гиперактивным детям необходимо подбадривание и поддержка по ходу выполнения задания. Это придает им уверенность и стимулирует продолжение работы. Необходимо хвалить ребенка дома и на людях, при этом, подчеркивая, за что именно вы хвалите ребенка (за аккуратно выполненную работу, выполненное задание, хорошее поведение, соблюдение правил и т.д.). Ругать ребенка можно только за конкретные нежелательные действия или поступки, объясняя причину. В случае неадекватного поведения (раздражение, слезы, крик, агрессивность) не делайте грубых замечаний, категорически запрещается кричать, использовать резкие движения. Нужно отвлечь ребенка, отвести в сторону и посадить отдохнуть, можно умыть прохладной водой, приласкать. Пока ребенок не успокоится, он не слышит замечаний и фактически не понимает, чего от него хочет взрослый. Только тогда, когда ребенок успокоится, его поведение можно с ним обсудить и объяснить, что конкретно вас огорчает. Следует помнить, что, как правило, это дети ранимые, с повышенной тревожностью, они очень быстро устают не только от отрицательных, но и от положительных эмоций.